Несколько слов о создании миров — Детали мира

2.1. Материальный мир. География и геология

Материальный мир истории — это планеты, материки, реки и острова. Всё, что существует независимо от человека.

Пространство планеты Земля изотропно — одни и те же физические законы действуют на всей поверхности. Вода течёт вниз, поэтому реки начинаются в горах и заканчиваются в море.

Но пространство вашего мира может быть и анизотропным, с разными законами в разных местах. Например, могут различаться обычные и сакральные места. Как мы знаем из христианской демонологии, чёрт легко проходит сквозь стену — но не может войти в комнату без приглашения. Или пространство вообще может быть условным, как в сказке — так устроена Нарния.

Подробности зависят от того, как хорошо вы знаете географию и геологию, и насколько магические и другие факторы исказили их в вашем мире (в Плоском мире и география Плоская).

Сюда же — флора и фауна, леса и болота, климат и необратимые изменения, которые наступили после апокалипсиса.

2.2. Социальный мир. Семья, деревня, город и государство

При создании государств и миров полезно не тратить время и внимание на города, страны и континенты, куда ваши персонажи скорее всего не попадут. Пусть они будут в самом общих чертах. Про некоторые места достаточно знать, что они есть.

Как мы знаем со времён Аристотеля, несколько человек (а также волков или барсуков) образуют семью, несколько семей — деревню, а несколько деревней, если поставить их достаточно близко — город.

Если центральной власти нет (или почти нет), то города и племена управляются вождями или советами вождей. Это — раздробленность. Она может быть хоть феодальной, хоть рабовладельческой.

Если центральная власть сильна достаточно, то вместо раздробленность получается империя. Если вождь правит племенем, а горожане — городом, то император правит всем, что может захватить и удерживать.

Вплоть до изобретения современных средств связи другие формы власти не могли охватить достаточно большую территорию. Да и сейчас не особенно могут. Ещё в 1930 позвонить из Москвы в Ялту не смог бы даже сам товарищ Сталин.

Как будет устроено общество вашего мира — зависит от того, как вы смотрите на общество в котором живёте.

Человеческое общество устроено очень сложно. И мы, как его части, смотрим на всё со своей колокольни. Один и тот же режим анархист и коммунист назовут фашистским, а империалист и консерватор — левацким.

По конструированию социальной структуры общества есть отличный цикл статей Майкла Веймана.

Но ваш собственный опыт и исследования — совершенно незаменимы.

Допустим, вы хотите написать про агента спецслужб, который внедрился в зловещую террористическую организацию, запрещённую во всей Солнечной Системе. Можно бы было несколько часов рассуждать о социологии террора, о том, как работают спецслужбы и террористы и т.п. Но — зачем? В библиотеках и на Амазоне легко можно найти и книги о террористах, и интервью бывших террористов и мемуары бывших агентов под прикрытием. Прочитайте 5 штук — и будете знать об этом в 10 раз больше меня.

2.3. Магия, наука и религия

Магия и религия — часть жизни общества. Про них стоит сказать чуть подробней.

Единственное требование к магии в фантастических мирах — могущество мага должно быть хоть чем-то ограничено и подчиняться этим ограничениям. Иначе маг станет непобедимым, то есть скучным.

Есть подробные работы, где перечислено много вариантов систем магии и пантеонов. Если интересно, их можно изучить, но не факт, что они будут полезны.

Почему?

Потому что подобные списки составлялись во времена недостатка информации. А сейчас у нас её избыток.

Грубые, на уровне советского учебника научного атеизма, классификаторы мифологий слишком абстрактны.

Тема магии примыкает к теме религии, а также науки. Жёстко их разделяют только мудрейшие теологи и пробитые позитивисты.

Астрология, метеорология и медицина в древних обществах были науками, несмотря на магичность многих методов. Непросто разделить магические и религиозные ритуалы даже для изученного вдоль и поперёк античного общества.

Для советских методологов, средиземноморских натурфилософов вроде терапевтов или пифагорейцев или китайских даосов невозможно сказать, были ли их поиски соответствий и закономерностей наукой или магией. Писания Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы продавались как научные — хотя это фантазии пополам с эзотерикой. Кеплер зарабатывал на жизнь астрологией, а сэр Исаак Ньютон был скорее последним великим алхимиком, чем первым великим учёным.

Для человека XVIII века научно-популярная литература по абстрактным разделам современной физики (вроде книг Хокинга) показалась бы оккультной — не просто так их продают в эзотерических магазинах, просто с полки, посвящённой атеизму.

Гимн или жертвоприношение божеству — это религия, но заклинание демона или зловещий ритуал в честь хтонических богов — скорее, по ведомству магии.

С другой стороны, гадание — вроде бы чистая магия (основанная на предположении, что всё в мире взаимосвязано и подобное вызывает подобное). Но в древних обществах официальными гаданиями заведовали как раз жрецы.

Сложно сказать, насколько можно разделить религию и магию и относительно их целей. Православные публицисты утверждают, что христианин служит Богу, а язычник пытается заставить богов служить себе. Но это не совсем точно. Языческие боги на христианского похожи недостаточно, чтобы их сравнивать. Для христианского Бога слово “бог” настолько же условный титул, как Господь или Вседержитель.

Небожители языческих пантеонов (как и христианские святые, сменившие языческих младших божеств-покровителей) отнюдь не всеблагие и не всеведующие, к ним взывают, как взывают к правителю или покровителю.

Сократ (или Платон от его имени) замечал, что “угодное Зевсу неугодно Крону”. Зевс развратен, Один обожает распри и скандалы — и поэтому они человечны. Народное христианство допускает и добродушную нечисть (вроде домовых) и недобрых святых (таков святой Касьян).

То же самое относится и к ритуалам. Если ритуал имеет силу — его можно использовать и для добра, и для зла. Резать руны и ковать висы можно и с недобрыми целями. А индийские легенды полны историями о злых демонах, которые совершали аскетические подвиги, чтобы сравняться с богами — нередко демонам это удаётся и богам приходится опять идти на поклон к Шиве.

Видимо, единственным знаковым отличием магии от религии остаётся её статус. Жрец — уважаемый человек, он так же естественен, как мясник или король. Маг всегда немного неправильный. От ведьмы, что живёт у болота до Эмпедокла, изгнанного из пифагорейского братства за разглашение тайн — они всегда на грани закона и нередко запрещены.

Конечно, у короля тоже может быть личный маг или астролог — но это не делает его легальным. У короля точно так же может быть и личный наёмный убийца, и официальная фаворитка — но всё равно это занятия малопочётные.

Однако в цивилизации больших городов, где нормы размыты, вполне обычное дело, если магия становится частью элитного воспитания, теургией. Кудесник Апполоний Тианский, издатель-масон Новиков, граф Калиостро, гипнотист Кашпировский приняты в высшем обществе и выступают на публике. И, напротив, религиозные меньшинства, стоит им оказаться под полузапретом, начинают подозревать в магии (в арабских сказках колдуны — зороастрийцы, аналогично цыганам и иудеям в западноевропейский традиции и зловещим буддистским монахам в английской и бельгийской литературе конца XIX-начала XX века).

Чем будут религия, магия и наука в вашем мире — решать только вам.

По любой мифологии, от древних шумеров до острова Пасхи, уже и так есть академические труды. И там всё расписано — представления о богах, магии, обряды, истории о сотворении мира или культурных героях. Есть также издания легенд, сказок и мифов практически всех народов земли, от нганасан со скованного льдом Таймыра до бушменов из жарких африканских пустынь. Аналогичные работы есть о магии, астрологии, храмовой архитектуре и храмовой проституции. То же самое — о генетике, истории, космических полётах.

В любой мифологии и в любой магической традиции есть всякие забавные детали, которых нет в соседней.

Если вы наберёте стопку книг по интересующей вас культуре и будете иногда в них заглядывать — вы уже будете знать о магии и богах больше, чем средний автор обзоров и руководств. Не говоря о среднем читателе.