Бизнес-план Капитана Очевидность

Я решил записать некоторые самоочевидные вещи. В дополнение к уже сказаному не мной.

1. Главный секрет пикапа: на первом же занятии вам расскажут, что женщины любят популярных мужчин, поэтому надо всем рассказывать, как много женщин у вас было (даже если их у вас не было вообще). Вот они и рассказывают… Именно из их рассказов один удивительнее другого мы и узнаём об их успехах — других способов проверить нет.

2. Все чудеса, “работающие техники”, “волшебные пендели” и прочая чёрная магия  неизменно помогают “одному знакомому” и проверить их результативность невозможно. Или в крайнем случае дают немного предсказуемые результаты: “меня раздражало, что лает соседская собака, я провёл Магический Ритуал против неё, прошло полгода и я заметил, что её лай уже меньше меня раздражает”.

3. Один из характерных признаков действительно обеспеченного человека — он никогда не светит свои деньги. Зачем? Не стоит подсказывать бандитам, за чьих детей они смогут получить самый большой выкуп. Конечно, есть демонстративные люди вроде Трампа или Тинькова, но они как раз редкость в бизнес-сообществе. Нередко такой демонстративный человек — просто лицо компании, наёмный актёр вроде Рональда МакДональда, а принимают решения и владеют большинством денег другие, незаметные люди.

4. Если человек знает схему, по которой есть большая вероятность обогатиться — он НИКОМУ и НИКОГДА её не расскажет и тем более не будет предлагать вам войти в долю (если предлагает и просит помощи, а не денег — значит, думает, что у вас есть ресурс, которого нет у него). Он залезет в долги, наберёт кредитов — и всё-таки провернёт эту схему сам. Даже с большой вероятностью прогореть. Иначе см. п. 3. Зачем плодить конкурентов?..

5. Если человек обещает вас научить таким схемам — это означает, что он выучил много разных неработающих схем, а потом обнаружил, что единственный способ преуспеть с их помощью — это набрать учеников и учить их всё тем же неработающим схемам. “Каббала очень полезна — тот, кто её изучит, сможет заработать на жизнь, обучая Каббале других простаков”.

6. Один локальный успех вообще ничего не доказывает (как говорят американцы, «бывает так, что человеку просто повезло”). «Группы одного хита» (как ВИА «Ариэль» с «В краю магнолий» или Танита Тикарам с «Twist in my Sobriety») и «Автор одной книги» (от действительно мало написавшего Венечки Ерофеева до вполне себе плодовитого Бёрджесса, из наследия которого пережил свою эпоху лишь «Заводной апельсин») — это явление самое обычное. Точно так же и с медиа-фигурами вроде видеоблоггеров — то, что человек смог прославиться, абсолютно не означает, что он сможет успех повторить или хотя бы удержать. Помните, были такие Ивангай и Рома Жёлудь? Они вроде даже карьеру поп-рэп исполнителей начинали и какие-то песни выпустили (кто-нибудь их помнит)? А помните, был такой Мэддисон, игры обозревал — не подскажете, куда делся? И кстати — куда пропал Моргенштерн?

7. Успех в Интернете ОЧЕНЬ легко подделать. Накрутки и бото-траффик стоят дёшево, чуть подправить график при элементарном знании HTML или фотошопа — ещё дешевле. Что стоит за реальным бумом нам не расскажут и не покажут (например: канал Дудя был зарегистрирован за три года до появления первого интервью)

8. За $5000 про вас и ваш бизнес напишут в Forbes. Место в списке миллионеров того же издания стоит ненамного дороже. Огромная кампания по раскрутке кого угодно — отличается только бюджетом. Невольно вспомнишь слова Дональда Трампа: “В жизни я всего добился сам. Отец дал мне первый миллион долларов — а дальше я сам”.

9. Самый лёгкий способ стать женой генерала — это охомутать лейтенанта и много-много лет таскаться с ним по гарнизонам… За почти любой “внезапной вспышкой” стоят либо годы работы, либо горы пиара. Причём нередко человек должен предъявить годы работы, чтобы получить право на горы пиара. Да, Бритни Спирс прославилась в 18 — но первое прослушивание у неё было в 8, а первая роль на ТВ в 11. И как не верти, а её песни и образ — целая эпоха в поп-музыке. Если бы не фундамент из этого опыта — была бы всеобщим продюсерским посмешищем, где-то между Джастином Бибером и Tokio Hotel.

10. Место человека в обществе — это своеобразная сумма того, что он делал прежде. Невозможно занять его, просто повторив чьи-то внешние атрибуты (как невозможно стать королём, просто нахлобучив корону). Например, тот же о/у Гоблин начал ещё в середине девяностых игровым журналистом, потом много лет писал и переводил, а вместе с ним росла его слава. Просто скопировать его теперешний формат разведопросов и ожидать таких же просмотров и рекламных конверсий — не сработает. А пока нам остаётся смотреть, как Гоблин ответит на удаление своего канала. 

11. Самый работающий способ заработать деньги — это получить образование, устроиться на работу (как вариант, открыть свой бизнес) и делать её так хорошо, чтобы работодатель (или заказчик, если у вас свой бизнес) вам за неё платил. Чтобы получить большие деньги, есть целых два способа: оказаться в нужное время в нужном месте (например, оказать очень нужную услугу очень нуждающемуся заказчику в очень экстремальной ситуации) или долговременные инвестиции (например, долгая карьера с подработками). Все прочие способы — либо противозаконны, либо не работают. Если вы это и так знали — вам не нужно никакое сознание успешного человека. Если для вас это новость, вам сорок лет, вы бросили универ на первом курсе, перебиваетесь случайными зароботками и мечтаете стать стримером и жить с донатов… боюсь, сознание успешного человека вам уже не поможет. Начните с визита к наркологу.

12. Если и существуют великие маркетологи, то их так же мало, как великих врачей. И вообще они предпочитают работать с великими производителями. Согласитесь, приятно работать пиарщиком у каких-нибудь Queen — только и работы, что рассылать очередной хит по радиостанциям. А представляете, каково пиарить плохого артиста, у которого и хитов толком нет, и сам он настолько отстоен, что даже в shit-парад не берут? Поэтому если хотите заниматься творчеством — вам надо не о рекламе думать. А о том, чтобы у вас было, ЧТО рекламировать.

13. К счастью, если вы действительно делаете хороший товар, то вам хватит и обычной рекламы. Вспомните ваши последние покупки — разве вы их сделали потому что рекламировалась как-то особенно? Нет. вы просто были уверены, что этот товар вам нужен.

14. “Редко случается, чтобы то, чего пламенно желаешь, столь же пламенно не оберегали другие люди.”. Это из Александра Дюма-отца.

15. Человек — очень общественное животное и поразительно, насколько он доверчив и хочет быть таким же, как другие. Заходит человек на АТ и видит, что там ЛитРПГ пополам с бояръ-аниме — и кажется, что нужно это тоже писать, только по-своему. Как нужно отдыхать в Турции — там же все отдыхают. Нужно действительно немалое мужество, чтобы начать думать своей головой и понять, что это просто ещё одна площадка (не единственная!) и что она прямо провоцирует авторов использовать рекламу (ведь рекламируя себя, автор рекламирует и площадку), и что мы должны как минимум сопоставлять не только место в топе, но и бюджет, который автора туда поднял. Вполне возможно, что очень скоро появятся официальные рекламные сервисы от АТ. Без бюджета, конечно, можно подняться, если окажешься в нужное время в нужном месте, — но рассчитывать на это — всё равно что рассчитывать на выигрыш в лотерею. Такой успех ничему не учит.

Теперь пара слов о том, как работает рынок литературы, искусства и прочего.

16. Никто не знает, что будет популярным завтра. Можно сделать тему популярной (см. п. 8) по методу Баадер-Майнхоф (т.е. бомбардируя читателя нужной фамилией из всех утюгов в надежде, что он запомнит) и держать пальцы, чтобы окупилось: «одним из условий поездки на зарубежную книжную ярмарку было — пиарить перед журналистами «Зулейху» и на вопросы, «что посоветуете почитать», — со всей дури советовать Яхину».

17. Популярность в Интернете абсолютно не означает, что за любой ваш контент будут платить. Попытки издавать “книги от известных ЖЖ-блоггеров” провалились ещё 10 лет назад. Какое-то время блог Леонида Каганова был популярнее, чем у Лукьяненко — а книги не расходились. После развода с женой Каганов капитально на всех озлобился, начал рекламировать сомнительных медиков и политиков — и потерял даже тех читателей, которые у него были. То же самое и на АТ — ЛитРПГ пишутся тоннами, а бумажная серия LitRPG от ЭКСМО (откуда и пошёл термин) закрылась в 2018.

18. Если вы знаете, почему популярно то, что популярно сейчас — вам не литературой надо заниматься, а на бирже играть. Средний брокер в среднем угадывает неправильно. Если вы действительно умеете предсказывать, к чему всё идёт — то на бирже вас ждут-не дождутся.

19. Если вам действительно нравится сочинять истории по чужому шаблону, много раз их переделывать, подстраиваться под рынок и вы умеете угадывать желания заказчика — вам не литературой надо заниматься, а в сценаристы пойти. Заканчиваете ВГИК (чтобы понимать, что вообще возможно на съёмочной площадке) и вперёд — сериалу “Ментозавры” всегда требуются сценаристы. Успешный сценарист на Первом Канале получает очень неплохо.

20. Вот набор правильно написанных яблок, каждое максимально оптимизировано под рынок. 

Одно из них — ваше. Как вы собираетесь продать мне именно ваше яблоко? Чтобы продавать — нужно отличаться.

21. Суть любого рекламного сообщения: “Если у тебя проблема, купи X. Наши X — самые лучше, потому что Y”.

Например: “Водонепроницаемые наушники от Тюменского танкостроительного завода. Как у твоего бати, только водонепроницаемые”.

Сразу ясно, что рекламируют (наушники) и почему вы должны купить именно эти, а не от конкурентов (они водонепроницаемые, можно под душем слушать).

Но с искусством и многими другими товарами это не работает. Как объяснить, чем книга, картина, песня или даже бренд одежды лучше других? И даже если объяснишь — они же на эмоции действуют, а не на разум. Вам могут сколько угодно говорить, что это носит вся Италия, что это очень модно — но это в полоску или с пуговицами и поэтому не твоё: вы не любите полоску, вам влом возиться с пуговицами. Даже если и купите, то ни разу не наденете.

Самые мощные эмоции почти невыразимы словами. Если человеку предложить выбрать, какую картину повесить в комнату, и предложить на выбор Ван Гога и календарь с котами, то большинство выберет Ван Гога. А когда попросят объяснить свой выбор, внезапно решат, что с котами как-то уютней и вообще календарь полезен.

Вот так и получается, что во всех общагах, от Цюриха до Владивостока, висит по календарю с котами, а Ван Гога не найти.

Именно поэтому не работают никакие опросы, никакие фокус-группы, никакие попытки угадать реакцию на искусство. Тайна притягательности полотен Ван Гога непостижима даже для искусствоведов — что уж говорить о случайных людях с улицы.

22. Есть люди красивые:

А есть — узнаваемые.

Низенькую, коренастую Билли Айлиш не взяли бы даже на подтанцовку ни в Destiny’s Child, ни в Spice Girls, ни даже в ВИА Гра. Поэтому пришлось сразу строить сольную карьеру.

Оззи Осборн не умеет играть ни на чём, кроме губной гармошки, хронически поёт мимо нот и за годы на сцене употребил такое количество различных веществ, что можно было бы заполнить вашу районную аптеку. У него нет шансов устроиться преподавателем в музыкальную школу г. Жабинка. Приходится работать рок-звездой.

Дэнни Трехо с 12 лет торчал на хмуром и учавствал в нелегальных боксёрских боях. 11 лет он отсидел в различных тюрьмах за вооружённые грабежи и торговлю наркотиками. Человека с такой репутацией не взяли бы грузчиком в “Пятёрочку”. Поэтому он работает в Голливуде.

Чтобы отличаться на рынке — вы должны быть узнаваемы, оригинальны, своеобразны.

Точно так же нет ни одного крупного автора, который подстаивался бы под рынок и заслужил любовь читателей просто техническим умением писать: совсем наоборот, это они строили рынок под себя, открывая новые возможности жанра. Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Г.К. Честертон, Дэшил Хэммет, Раймонд Чандлер, Микки Спиллейн, Жорж Сименон, Джон Д. Макдональд — каждый из них это новое слово в детективе, новый сыщик, новая тайна, новая атмосфера, новые бодания с издательством по поводу того, что «Сейчас так не пишут».

23. Допустим, вы решили прогнуться и один раз написать под рынок. Принесёт ли это вам преимущества? Если ваша работа провалится — нет. Если она выйдет средне — нет. Если она будет иметь успех — от вас будут ждать похожих работ. Одним словом, достаточно заглянуть на шаг вперёд, чтобы понять: как бы вы не играли, вы в проигрыше.

24. Одно из преимуществ вымышленных миров — их простота по сравнению с нашим. К сожалению, с ростом количества подражаний популярному поджанру (особенно если спрос пока ещё велик и на каждую книгу находится читатель) новые работы всё больше опираются на контекст и всё больше непонятны для человека со стороны. А раз работы непонятны или хотя бы слишком сложны для людей со стороны (напротив, лучшие фанфики можно читать, даже не зная оригинала), — они и перестают пополнять ряды читателей.

25. Конечно, авторы обычно хорошо разбираются в жанре, в котором творят. Но к счастью, они могут себе позволить не быть ни критиками, ни литературоведами, ни даже знать тайну, почему один поджанр в моде, а другой — нет. Главное, чтобы истории получались интересными.

26. Целевая аудитория — это термин не ПРОИЗВОДСТВА, а РЕКЛАМЫ. То есть если у вас есть продукт, вы можете подумать и решить, на какую целевую аудиторию его рекламировать. Как должна быть оформлена реклама, должны там быть котики или цветочки или танки. Но пока нет продукта — нет и целевой аудитории. Потому что рекламировать нечего. При производстве продукта нужно следовать жанру, а не целевой аудитории. Ну или придумать свой жанр, если вы Толкиен.

(Пусть мы занимаемся производством газовых котлов. Мы делаем их на наших уникальных станках по всем правилам, и тщательно выверяем, чтобы они и красивые были, и современные, и недорогие. А уже потом пытаемся реализовать в строительные магазины и компаниям-подрядчикам, которые коттеджи строят (Целевой Аудитории).

Потому что бесполезно рекламировать газовые котлы жителям многоэтажек. Они им не нужны, даже если ОЧЕНЬ хорошие.

Когда советуют писать для ЦА — предлагают пригласить на завод всех, кто сейчас строит коттедж в городе и окрестностях, и попытаться у них выяснить, каким должен быть газовый котёл. Но это потребители, они не разбираются в том, как устроен газовый котёл, как и почему он работает. Они просто хотят «чтобы грело» и «чтобы датчики были понятные» и «чтобы дешевле, чем китайские, у меня ипотека, каждую копейку считаю». Они не разбираются в производстве котлов и не хотят в нём разбираться: именно поэтому покупают и ставят готовые).