Один сценарист (не знаю, бывший ли он — последние серии сериала, где он работал в соавторстве с 3 другими сценаристами, отсняты в 2014, а вышли на экран в 2016) проводит тренинги из двух ступеней.
На одном — бесплатном — он рассказывал всё, что прочитал у Митты и Блейка Снайдера. (Ещё он рассказывал, что прочитал у Труби и МакКи, но это было лишним — ведь ни Труби, ни МакКи за свою жизнь не сняли ни одного фильма и не продали ни одного сценария.)
Второй — платный, закрытый, и там он обещает раскрыть все тайны.
Самую главную тайну он раскрывает на первом же занятии. Состояние российского рынка сейчас такое, что он за свою жизнь написал почти десяток сценариев полнометражных фильмов, но не смог продать ни один.
Это, на самом деле, и есть самое важное в современном кино. Т.к. интернет вошёл в каждый дом, большинство людей готовы пойти в кино либо на очередных Мстителей/Стражей галактики 3-4-5G, где история вообще не важна и всё решают т.н. аттракционы (вроде спецэффектов или неожиданных ракурсов съёмок), либо на очередную работу кого-то из старичков, из которых уже песок сыпется. В остальное время люди сидят дома и смотрят сериалы.
Конечно, номинанты на Оскар иногда попадают в прокат. Но они обычно оставляют зрителя в недоумении. См., например, недавний фильм «Власть» (Vice) — при всей виртуозности актёрской игры человеку вне американских идеологических споров абсолютно непонятно, почему зритель должен решить в конце, что вице-президент Дик Чейни — плохой человек, злодей и узурпатор президентских полномочий. Им же весь фильм помыкает то жена, то соратники по партии, то собственная дочь-лесбиянка, и получив в свои руки немыслимые полномочия, он даже не попытался устроить массовые расстрелы.
В результате Россия производит сериалы (много), «фестивальное кино» (которое не хочет смотреть даже жюри этих давно ничего не решающих фестивалей) и изредка Фонд Кино даёт деньги на что-нибудь юбилейное. Режиссёры и продюсеры долго изучают рынок, пытаются угодить всем, но обитатели интернета всё равно будут смотреть получившееся поделие в изложении БэдКомедиана.
Как метко заметил Андрей Вечер (советую его Ютуб-канал Кинемотографист) — он не знает никого, кто заработал бы на кинопроизводстве достаточно, чтобы купить квартиру в Москве. Знает только тех, кто продал квартиру в Москве, чтобы оплатить съёмки фильма.
Конечно, посторонний человек может попасть в индустрию. Это не так сложно. Сценарии у нас производит ограниченное количество компаний. Пишите им на адрес, выполняйте тестовое задание — и если им понравится результат, вас возьмут.
Сначала диалогистом (дают план серии, надо написать диалоги). Потом могут повысить до штатного сценариста. И темы, и примерный сюжет, и ремейком чего фильм является вам будут говорить режиссёр и продюсеры, которые прекрасно знают аудиторию телеканала.
А телеканалы (по мнению исполнительных продюсеров) у нас сейчас смотрят в основном провинциальные бабушки. Для них и работают сценаристы России.
Это именно то, что надо вам знать, если вы вдруг решили пойти в сценаристы.