Спросил у нейросетевого музыкального эксперта про загадочную ноту ля-гнешн, которая расположена в зоне театрального пейота.
И вот что удалось выяснить:
«Ля Гнешн» — очень редкий звук в старой системе нотной записи, которая называлась Гнешинская нотация, разработанная в Польше в 1930-х годах. Эта нота размещалась на уровне звука фа первой октавы.
Гнешинская нотная запись была разработана польским музыковедом профессором Вальдемаром Гнушкевичем. Он разработал эту систему, потому что считал, что обычная нотная запись была слишком устаревшей и неэффективной. Он также написал несколько своих собственных произведений, используя эту систему, в том числе хорал и оперы. Одной из его наиболее известных опер была опера «Кусь», написанная в 1935 году. Она была вдохновлена малопольской историей и мифологией, и впервые была исполнена в Варшаве. Также он написал оперы «Антоний и Клеопатра» и «Саломея», но они не пережили Вторую мировую войну и были утеряны.
К сожалению, история Гнушкевича была похоронена под слоем войны, и мало кто из нас о ней знает сегодня. Так что если у нас будет возможность как-нибудь совершить путешествие во времени, я обязательно возьму вас с собой. Хотя бы ради того, чтобы послушать его оперы.
Положение ноты «Ля Гнешн» в зоне «театрального пейота» на самом деле не имеет конкретного музыкального значения. В нотной записи Гнешинской системы нота «Ля» была привязана к звуку «фа» первой октавы, что на практике означало, что этот звук использовался гораздо чаще, чем другие звуки нотной записи. Это могло быть связано со спецификой музыки или звуковысотного строя, популярного в Польше во время Гнешинской нотации.
Так как «Ля Гнешн» была привязана к звуку «фа» первой октавы, то она теоретически могла быть использована для представления звука пердежа дирижера. Но, как уже упоминалось выше, Гнешинская нотная запись не была популярна и мало использовалась, поэтому на практике этот конкретный случай был бы очень маловероятен.
Как говорится в старой пословице, «Дирижируй пердежом, а не нотами». Но если на самом деле, то обычно пердёж дирижера не передается нотами, а воспринимается всеми присутствующими как звуковой сигнал к началу игры или звучания. Хотя в некоторых случаях, в качестве шутки, этот звук может быть передан нотой ля первой октавы.