Емеля в арабской ночи. 1. Книги жанра “Джозеф Кэмпбелл”

То, о чём будет здесь сказано, имеет какую-то практическую пользу только для писателей. Постороннему читателю эти выкладки будут интересны разве что как пример разоблачения очередного расхожего толка.

Возможно, вы все слышали, что все истории сводятся к набору из нескольких довольно общих сюжетов. Подобных теорий построено немало, у каждой из них свой список таких сюжетов, и каждый из них выглядит одинаково убедительно.

К сожалению, польза от них примерно столько же сколько же, сколько от многочисленных классификаторов человеческих характеров, начиная от античных холериков и меланхоликов и ещё заканчивая уже понемногу выходящей из моды соционикой. Все эти классификации выглядят удивительно точными и логичными. Люди действительно с одной стороны — разные, но в чём-то схожи.

Однако при попытке приложить это к реальным людям внезапно оказывается, что тип не работает. Нам кажется, что мы определили тип человека, но мы всё равно не можем предсказать его поступки. А если мы попросим определить этот тип кого-то ещё? Он совершенно неожиданно определит для того же самого человека совсем другой тип, не такой, какой увидели мы. И нам его никак не переспорить.

Но в отношении историй.существует одна весьма влиятельная теория, про которую как раз многие слышали. Это теория Джозефа Кэмпбелла о существовании так называемого мономифа: одной базовой истории, на которой основаны все легенды, мифы и сказки, которые знает человечество? И если ты хочешь рассказать историю, надо рассказывать её по её образцу, потому что это эволюционно самая совершенная форма. 

Список этапов, которые проходит герой этой изначальной истории Кэмпбелл называл мономифом. Найти их можно, например, в статье в Википедии. Или в середине батла Оксимирона и Гнойного, где Оксимирон внезапно начинает пересказывать эту книгу. Правда, Оксимирон тот батл проиграл. Что внушает определённые сомнения в универсальности этой схемы.

В наше время книга Кэмпбелла по-прежнему считается серьёзным авторитетом. О чём ссылаются обычно именно на “Героя с тысячью лиц”. Причём ссылаются на неё, не только преподаватели бесчувственных курсов писательского мастерства, но и академические учёные.

Причём, как обычно и бывает, эта теория очень популярна среди всех, кроме профессиональных фольклористов, которые действительно занимались изучением легенд и сказок и прочли их достаточно много. Точно так же, как теории Юнга и Фрейда популярны не столько среди психологов, сколько среди тех, кто что-то слышал о психологии.

Но у этой популярности есть свои причины.

Весьма помогло популярности Кэмпбелла то, что сама теория достаточно проста, чтобы её мог усвоить в принципе каждый. Вообще в гуманитарных науках популярная теория — почти всегда это самое простое, а не самое лучшее.

К тому же, выбирать особо-то не из чего. Да, академические учёные знают обычно и Проппа, но он воспринимается как “примерно то же самое, только этапы чуть другие”.

Это достаточно странно, но никаких никаких других достаточно больших и авторитетных теорий американская фольклористика так и не породила. До сих пор эта область науки считается с чем-то вроде антропологии, адаптированной для самых нерадивых студентов, а работа фольклориста сводится к тому, чтобы поехать в какую-нибудь глушь записать там какое-то количество материала и выпустить их академическим тиражом в 100 экземпляров, который будет собирать пыль в библиотеках колледжей. Анализировать собранные тексты особо не принято. 

Несколько лет назад один из немногих значительных американских фольклористов заглянул в огромный книжный магазин «Barnes & Noble в столице своего штата? Он хотел узнать, не вышли ли какие-нибудь новые работы по мифологии или фольклористике, которые, возможно, ускользнули от академических рецензентов.

Но он никак не мог найти в огромном здании соответствующий отдел и не мог даже предположить, как он называется. Будет это “Мифология”, “Фольклор” или ещё что-нибудь?

Наконец, один из сотрудников сообщил, куда приехал интересующие его книги. Отдел назывался скромно: “Джон Кэмпбелл”.

Его наполнение в принципе соответствовало названию. Там, разумеется, было какое-то количество переизданий самой известной книги Кэмпбелла, несколько других его книг, которые тоже полезно почитать, а также то, что мы ожидали увидеть в подобном отделе: легенды и мифы древней Греции и Рима, какие-нибудь мифологические словари, которые помогут уточнить, кого изображают всякие символы и статуи, унаследованные нами из классической античности, и несколько сборников сказок адаптированных для детей. И на этом всё.

Глядя на эту подборку сложно заподозрить, что сама книга Кэмпбелла почти 20 лет совершенно не пользовалась таким-то большим успехом. Изданная в 1949 году, она прошла почти незамеченной, и заинтересовала только психологов, увлечённых юнгианством. Настоящий её бум случился в 1977 году, после колоссального успеха первого фильма по “Звёздных воин”.

Разумеется, многие продюсеры решили, что именно именно в книге “Кэмпбелла” был заключён секрет успеха — хотя в точности даже неизвестно как много на самом деле взял Лукас у Кэмпбелла и насколько далеко вообще прочитал его книгу.

Возможно, тем, кто узнал о книге по наводке Лукаса, просто было просто приятно в ней прочитать, что кинематограф — это современная мифология. Кэмпбелла даже пригласили записать серию передач «Сила мифа», которая снималась на ранчо Джорджа Лукаса.

Однако оригинальный текст Кэмпбелла, набитый экскурсами в мифологии всех известных и неизвестных народов оказался довольно сложен для голливудских сценаристов. Так что обычно его изучают в пересказе Кристофера Фоглера. Сам Фоглера, разумеется, за свою жизнь не поставил ни одного сценария, зато много преподавал в киношколах.

Среди прочего его книга интересна приложением, где он разложил по этапам пути героя сценарий “Криминального чтива” — фильма, вся суть которого заключается в запутанном изложении и пародировании голливудских штампов. Этим Фоглер наглядно показал, что под схему Кэмпбелла можно при желании подогнать всё, что угодно.

Однако, именно после его книги 1992 года различные формы пути героя появились буквально везде. Уже 1990 ученица Кэмпбелла Морин Мёрдок публикует “Путешествие героини”. Я думаю, появятся какие-то особые пути и для всех остальных бесчисленных гендеров.